Mauritius: africa’s business and financial centre
Table of contents
Share
Metrics
Mauritius: africa’s business and financial centre
Annotation
PII
S032150750009102-4-1
DOI
10.31857/S032150750009102-4
Publication type
Article
Status
Published
Authors
L. Kalinichenko 
Occupation: Senior Research Fellow, Centre for Transition Economy Studies, Institute for African Studies RAS
Affiliation: Institute for African Studies RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Z. Novikova
Occupation: Senior Research Fellow, Centre for Transition Economy Studies, Institute for African Studies RAS
Affiliation: Institute for African Studies RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
60-66
Abstract

The article considers modernization and diversification of Mauritius’ economy due to structural reforms realization and creation of legislative and institutional framework aimed at attracting foreign capital. The Republic has a great potential to be a trade, investment and financial platform for the African continent, which is based on its conducive business environment, political stability, skilled bilingual workforce, developed transport logistics, geographical position providing access to Asian and African markets. The government of the country pays much attention to the cooperation between the state, private business and civil society. In economic strategy besides the financial sphere, priorities are given to the development of the ocean economy, tourism, construction, renewable energy, agroand biotechnology. Mauritius takes part in different projects in Africa’s countries providing technology and investment transfer from India, China, Japan. It also shows interest in the development of economic links with Russia, which are discussed at the annual economic forums.

The authors underline the government’s position in the digital economy promotion, scientific and technological potential development and talent management provision to avoid brain drain. Mauritius has emerged as an Africa’s leader in ICTs thanks to the country’s favorable international rankings. The digital economy over the past 15 years has gone to position of one of the economy pillars. The Digital Mauritius 2030 Strategic Plan aims to transform the country into a high income and inclusive economy. The Plan has emphasized on 5 strategic ways: ICT infrastructure and Broadcasting, E-Government and Business Facilitation, Talent Management, Cybersecurity, Innovation and Emerging Technologies.

Keywords
Mauritius, doing business conditions, investment, economic sectors, digjital economy, management
Date of publication
29.05.2020
Number of characters
27473
Number of purchasers
5
Views
37
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
1200 RUB / 24.0 SU
1 Республика Маврикий является одним из давних партнеров России. В 2018 г. Исполнилось 50 лет с момента установления дипломатических отношений между двумя странами. В практику вошли ежегодные Маврикийско-Российские инвестиционно-торговые форумы, служащие укреплению экономических связей.
2 Характеризуя экономический потенциал этого африканского государства, вице-президент Московской торгово-промышленной палаты С.Варданян отметил, что Маврикий, еще недавно имевший аграрную экономику, превратился в ключевой финансовый, экономический и инвестиционный центр Африки [1]. Согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, в 2019 г. Маврикий занял 1-е место среди стран континента по показателю «благоприятности условий ведения бизнеса»; среди 190 стран мира Республика продвинулась на 13-ю позицию по сравнению с 20-й в 2018 г. [2, p. 4].
3

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

4 После обретения в 1968 г. независимости к началу 1980-х гг., в результате проведения структурных реформ, Маврикию удалось преодолеть монокультурный характер экономики, основанной на выращивании и переработке сахарного тростника, и превратиться в страну с развитыми текстильной, швейной, туристической отраслями и с обширной экспортно-производственной зоной. Позже акцент был сделан на сектор услуг, в т.ч. недвижимость и гостиничный бизнес. Диверсификация экономики и рост экспортных поступлений привели к увеличению дохода на душу населения (в текущих ценах с $400 в 1968 г. до $1180 – в 1970 г. и $2500 – в 1980 г. [3, с. 4].
5 С середины 1990-х гг. приоритет отдавался сфере финансовых услуг для глобального бизнеса, включая офшорные компании, в связи с чем расширялась транспортная, прежде всего, портовая, инфраструктура. В 2000-е гг. большое внимание уделялось совершенствованию законодательной базы, информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), цифровизации, внедрению инноваций в различные области: энергетику, строительство, переработку морской продукции. Динамично продолжали развиваться такие сектора, как финансовые услуги, туризм, логистика.
6 В результате, в 2018 г. доход на душу населения достиг $11000, т.е. за годы независимости вырос более чем в 25 раз. По этому показателю Маврикий входит в первую пятерку стран Африканского континента. В 2016-2018 гг. отмечался устойчивый рост общего объема ВВП (в среднем, 3,8%), который в реальных ценах превысил $14 млрд в 2018 г. В плане социально-экономического развития страны – Vision 2030уделяется внимание переходу к зеленой экономике, возобновляемой энергетике, использованию биотехнологии, созданию умных городов [3, c. 10; 4, p. 9].
7 В 2016-2018 гг. рост инвестиций в экономику достиг 6,5% (после четырехлетнего спада), приток ПИИ превысил 70 млрд маврикийских рупий (MUR)1; основная их часть поступила в сферу недвижимости и финансов, в меньшем объеме – в туризм и строительство. Главными инвесторами являются Франция, ЮАР, Китай, Люксембург и Великобритания. Рост безработицы в 2018 г. снизился до наименьшего (6,9%) уровня за прошедшие 17 лет, и эта тенденция сохраняется. Сократилась инфляция, стабилизировавшаяся, в среднем, на уровне 2,3% в 2015-2018 гг. [4, p. 8; 6, p. 6].
1. 1 37,5 MUR = $1 (по курсу на февраль 2020 г.) (прим. ред.).
8 Устойчивое состояние экономики оказывает благоприятное влияние на социальную сферу, о чем свидетельствует высокий уровень Индекса человеческого развития страны. В плане Vision 2030 ставится цель: войти в число государств с «очень высоким индексом» (Very High Human Development) благодаря сокращению на 80% количества семей, живущих ниже черты бедности [4, p. 4].
9 Национальное собрание Маврикия в 2017 г. учредило Совет экономического развития (Economic Development Board), который обеспечивает правовую базу при выработке экономической политики и содействует созданию эффективной бизнес-среды. В рамках проекта по улучшению инвестиционного климата (Improving the Business and Investment Climate Project) были приняты законодательные акты по упрощению процедур ведения бизнеса в 2017 и 2019 гг. В результате, была создана национальная электронная система лицензирования (National Electronic Licensing System); облегчены условия оплаты налогов на основе использования различных онлайн-приложений; сокращено время регистрации компании; значительно упрощена процедура получения разрешения на аренду земли и строительные работы; расширены возможности подключения предприятий к сетям электроснабжения [3, с. 8; 7].
10 Для инвесторов на Маврикии предоставляются налоговые каникулы сроком от 5 до 8 лет; не взимается налог на прирост капитала; отсутствуют требования к минимальному размеру капитала при учреждении компании; разрешена 100%-ная доля иностранной собственности. Корпоративный налог установлен в размере 15%, а для экспортеров готовой продукции – 3% [3; 8].
11 Учитывая, что законодательно-правовая база Маврикия предусматривает отсутствие двойного налогообложения, международные компании часто выбирают именно эту страну для создания офшорной холдинговой, инвестиционной или торговой компании. Министр иностранных дел, региональной интеграции и внешней торговли С.Лачминараиду во время своего визита в Москву в 2017 г. подчеркнул, что его страна не является «налоговым убежищем», а проводимые финансовые операции имеют «высочайший уровень прозрачности», подкрепляющийся обязательством об «автоматическом обмене информацией с банками по всему миру с 1 января 2018 г.» [9]. В результате, Маврикий стал участником многостороннего соглашения об информировании о финансовых счетах (Multilateral Competent Authority Agreement) и приступил к обмену налоговыми данными со многими странами мира, включая Россию [10].
12 Поскольку законодательство Маврикия, регулирующее финансовую деятельность, периодически подвергается критике со стороны международных организаций, ведущих борьбу с отмыванием денег, власти страны принимают комплексные меры по устранению недостатков и пробелов в деятельности финансового сектора [10].
13 Превращению Маврикия в бизнес-центр международного масштаба способствуют стабильная политическая ситуация; соблюдение международных юридических норм и стандартов; появление новых видов аутсорсинга бизнес-процессов; выгодное географическое положение, обеспечивающее доступ на рынки Африки и Азии; свободная портовая зона с глубоководными причалами; международный аэропорт с современными терминалами; обеспечение контроля над обширной морской акваторией площадью 2,3 млн кв. км с богатой аквакультурой; возможность для иностранных бизнесменов приобретать недвижимость в протяженной курортной зоне [3, c. 11].
14

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ

15 В экономической стратегии страны, помимо финансовой сферы, приоритетными становятся эффективное использование и сохранение ресурсов океана; расширение транспортной инфраструктуры; переход к возобновляемой энергетике; развитие новых высокодоходных секторов, таких как медицинский туризм и биотехнологии. За счет промышленного сектора формируется немногим более 20% ВВП; доля сельского хозяйства 3%; остальная часть создается в секторе услуг, в котором занято более 60% рабочей силы.
16 Экономика Маврикия, являясь частью глобальной экономики, сталкивается с рядом вызовов: с сокращением производства сахара после отмены Евросоюзом преференциального режима торговли; с потерей рабочих мест в текстильной промышленности в связи с ростом конкуренции и передислокацией части предприятий на Мадагаскар; с падением уловов промысловой рыбы (тунца) после введения ограничительных квот. Озабоченность вызывает и возможное сокращение экономических преференций в связи с предстоящим в 2020 г. заключением нового коллективного договора о торговле и сотрудничестве с Евросоюзом.
17 В плане Vision 2030 наряду с внедрением передовых технологий предусматриваются ускоренное развитие традиционных отраслей промышленности (пищевой, текстильной и швейной) и увеличение инвестиций в сектора с высокими темпами роста. Подчеркиваются необходимость сотрудничества между правительством, частным бизнесом и гражданским обществом, а также укрепление связей с давними деловыми партнерами Мозамбиком, Кенией, Мадагаскаром [11].
18 Политика в области сельского хозяйства ориентирована на увеличение продуктивности; рост экспортных доходов за счет расширения переработки продукции; производство местных органических продуктов; развитие экотуризма и сохранение биоразнообразия уникальной островной экосистемы. В настоящее время более 70% спроса на продукты питания удовлетворяется за счет импорта, составлявшего в 2018 г. 18% от его общего объема. Доля отрасли в экономике сократилась по сравнению с 1970-ми гг. в 10 раз, главным образом в результате падения производства и экспорта сахара. Основными поставщиками продовольствия в страну являются Франция, ЮАР, Индия, Австралия, Новая Зеландия и Аргентина. Предпринимаются усилия по диверсификации сахарной отрасли в направлении производства особых видов сахара (гранулированного, темного), мелассы, напитков и биоэтанола из багассы (отходов переработки сахарного тростника) [4, pp. 14-20].
19 В стране созданы два агропарка для молодых предпринимателей; развивается индустрия крытых ферм с высокотехнологичными теплицами, в т.ч. гидропонными; предоставляются гранты для производства экологически чистого чая и развития микросадоводства (на крышах и в условиях вертикальных ферм). Образованы зоны выращивания органических продуктов и развития пчеловодства; осуществляется обучение фермеров. Правительством был принят специальный закон, ограничивающий применение пестицидов. Лесные угодья были восстановлены на территории в 40 га; предусматривается (к 2030 г.) создание природных парков на площади в 47 тыс. га; проводится рекультивация заброшенных плантаций сахарного тростника. Для составления планов рационального использования земель предполагается применение дронов [12].
20 Обрабатывающая промышленность в 2015-2018 гг. развивалась невысокими темпами – в среднем, 0,6%. Экспортно-ориентированный текстильный сектор, основа отрасли, в этот период сокращался примерно на 4% в год. В 2017 г. был принят Генеральный план развития малых и средних предприятий (SME), рассчитанный на 10 лет (A 10-Year Master Plan for SMEs). С 2016 г. было одобрено 400 проектов с выдачей специальных сертификатов, что предполагает фискальную и финансовую поддержку стартапов и малых предприятий, обеспечивающих около 50% занятости. Планируется увеличить число SME, имеющих выход на экспортные рынки, и к 2022 г. подключить около 200 предприятий к платформе электронной коммерции, а также предполагается повысить конкурентоспособность предприятий путем внедрения автоматизации, других технологических достижений и выявления ниш для их продукции на рынках сбыта [4, pp. 20-26].
21 Большое значение придается сохранению и рациональному использованию морских ресурсов, поскольку Республика обладает особой морской экономической зоной с центром переработки, хранения, распределения, перевалки, реэкспорта свежей, охлажденной, замороженной, консервированной рыбы и морепродуктов. Центр обеспечивает около 6 тыс. прямых и 10 тыс. сопутствующих рабочих мест. В 2015-2018 гг. экспорт морепродуктов возрос примерно на 11%. Информационное обеспечение отрасли осуществляется с помощью специальной цифровой платформы (Ocean Observatory E-Platform).
22 Уделяется внимание защите биоразнообразия океана с помощью специалистов Маврикийского института океанографии, занимающихся, в частности, выращиванием кораллов в нескольких морских парках. Правительству приходится решать проблемы незаконного вылова рыбы и морского пиратства; отсутствия необходимых регуляторных рамок и квалифицированного персонала в области управления экономикой океана; негативного влияния климатических изменений на морскую экосистему. В ближайшее время намечается составление специального плана мониторинга и развития этой отрасли и укрепления сотрудничества с африканскими и другими партнерами [13, p. 55].
23 Энергетическая политика направлена на расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и увеличение их доли в энергобалансе с 21% в 2018 г. до 35% в 2025 г., что связано с задачей снижения зависимости страны от импорта топлива; собственных запасов ископаемых видов не обнаружено. Намечено сокращение выбросов углекислого газа c 5,6 млн т в 2017 г. до 4,9 млн т в 2030 г.
24 Наряду с использованием биомассы, быстрыми темпами растет применение солнечной и ветровой энергии; изучается возможность строительства станции по получению энергии на основе переработки твердых отходов, а также намечен пилотный проект установки, использующей энергию океанских приливов. С 2018 г. при поддержке Фонда развития Абу-Даби осуществляется проект по оснащению солнечными панелями хозяйств, в которых проживают семьи с низкими доходами, и малых предприятий. Под контролем Министерства энергетики были созданы Агентство по выдаче лицензий операторам и по регулированию деятельности независимых производителей и Агентство по возобновляемой энергии (Renewable Energy Agency) для проведения исследований и внедрения новых технологий и стандартов в сфере ВИЭ. На 2018-2030 гг. принят Генеральный план развития ВИЭ (Renewable Energy Master Plan), включающий внедрение «умных» энергосетей, повышение эффективности использования энергии и ее экономии.
25 Международные организации предоставляют через местные банки-партнеры «зеленые» кредитные линии и гранты на развитие ВИЭ. Большая роль отводится строительству газотурбинных станций комбинированного цикла, которые в качестве топлива могут использовать дизельное топливо и сжиженный природный газ (СПГ). Такая реконструкция была проведена на ТЭС в Сент-Луи. Маврикийские компании принимают участие в совместных проектах по освоению чистой энергии в Кении, Руанде, Бурунди, Гане и на Мадагаскаре [14;15].
26 Особую роль в развитии экономики играет расширение транспортной инфраструктуры, прежде всего порта Порт-Луи, имеющего статус «свободного» и обслуживающего 99,5% общего объема внешней торговли Маврикия. Созданная здесь свободная экспортная зона (Mauritius Freeport) включает около 500 различных компаний, которым предоставлены налоговые и торгово-экономические льготы [16]. Развитие океанского транспортного узла, ежегодный вклад которого в формирование ВВП достигает 2%, становится одним из основных направлений экономической стратегии. Являясь одним из самых глубоководных портов в юго-западной части Индийского океана, он располагает современным технологичным контейнерным терминалом. Объем грузоперевозок возрос в 2015-2019 гг. на 17%.
27 Предусматриваются строительство новых причалов для проведения погрузочно-разгрузочных работ, швартовки круизных яхт и рыболовецких судов, а также развитие зоны беспошлинного ввоза и вывоза товаров, где они подвергаются обработке перед реэкспортом в страны Африки. С учетом выгодного географического положения острова на пересечении морских путей намечается превратить порт в крупный центр бункеровки судов, создать значительный (500 тыс. т) объем дополнительных хранилищ топлива и глубоководный причал для приема нефтяных танкеров. Перед администрацией порта стоят задачи повышения производительности погрузочных работ; оптимизации таможенных и других процедур путем цифровизации и организации службы единого окна; преодоления простоев судов из-за сложных погодных условий посредством строительства волнорезов; снижения ставок фрахта для стран, расположенных на восточном побережье Африки, и для Мадагаскара [17].
28 Проводится также модернизация международного аэропорта с целью увеличения грузоперевозок с 68 тыс. т в 2019 г. до 100 тыс. т в 2030 г. Внимание уделяется и развитию наземного транспорта, в т.ч. строительству наземного метро от Порт Луи во внутренние районы страны до Роз-Хилл, а затем до Кьюрпайп. Правительство стремится максимально привлечь частный капитал к реализации инфраструктурных проектов [4, pp. 119-129].
29 Состояние транспортной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на развитие туризма, формирующего около 9% ВВП и обеспечивающего примерно 10% занятости. В 2015-2018 гг. туристическая индустрия развивалась быстрыми темпами (в среднем, 6,9% в год); число прибывающих туристов возрастало ежегодно на 5,5%, а доходы от туризма – на 9,6%. Большинство туристов (около 60% в 2018 г.) – европейцы, однако за последние 10 лет более чем в 2 раза возрос приток прибывающих из стран Азии, прежде всего из Китая. При планировании развития отрасли учитываются успехи в этой сфере других островных государств, а также возрастающая стоимость авиаперелетов и климатические изменения. По- иски новых рынков, подготовка квалифицированных кадров, развитие эко и медицинского туризма, организация свадебных туров, повышение стандартов в соответствии с международными нормами являются составляющими плана совершенствования отрасли [4, pp. 26-31; 18, с. 56].
30

НОВЕЙШЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ

31 На Маврикии сформирована благоприятная среда для создания большого технологического парка в масштабе не только страны, но и региона. Высокоскоростные подводные каналы связи соединяют Маврикий с континентальной Африкой, Европой и Азией; в стране находится штаб-квартира Центра регистрации доменных имен AFRICA NIC; Маврикий имеет статус государства со 100%-ной территорией покрытия беспроводными сетями Wi-Fi. Высокие позиции Маврикия в мировом рейтинге развития ИКТ и в индексе сетевой готовности позволили признать страну африканским лидером в этой отрасли. Поставлена амбициозная цель – сделать Маврикий IT-мостом между Восточной Африкой и Индией.
32 В рамках программы ООН «Цели ускоренного развития на 2016-2030 гг.» намечено стимулировать инновационную деятельность, наращивать технологический потенциал, обеспечивать рост государственных и частных расходов на НИОКР. В основу долгосрочных планов развития заложена, таким образом, прямая связь с наукой, техникой и инновациями. Состояние маврикийской экономики подтверждает эффективность такого направления развития.
33 Восточноафриканская сеть телекоммуникаций третьего поколения – 3Gвпервые появилась на Маврикии; в настоящее время сети подвижной мобильной связи модернизированы до уровня технологии 4G, а на 2020 г. запланирован переход на 5G. Впервые в мире здесь была применена технология высокоскоростного мобильного Интернета. Маврикий был одним из первых африканских государств, переведенных с аналогового телевещания на цифровой стандарт. По мнению международных экспертов, именно высокий рост частных национальных и иностранных инвестиций в сферу мобильных коммуникаций был среди главных причин подъема экономики Маврикия и превращения его из слабо развитой, зависимой от экспорта, страны в современное государство [19].
34 Правительство страны рассматривает «экономику знаний», основанную на науке и новейших технологиях, как эффективную движущую силу роста, поэтому стремится к внедрению современных технологий во все отрасли хозяйства. Как признание эффективности и перспективности такой политики можно рассматривать приглашение главы Республики (наряду с лидерами еще 18 африканских стран) принять участие в Саммите БРИКС, состоявшемся в Йоханнесбурге в 2018 г. На форуме рассматривались вопросы «сотрудничества для достижения инклюзивного роста в эпоху четвертой промышленной революции». Суть такого партнерства участники БРИКС видят в поощрении взаимных инвестиций в инновационные отрасли.
35 Политика развития новейших технологий и стимулирования инноваций в деловом секторе нашла отражение в документе «Стратегический план цифровизации Маврикия 2030» (Digital Mauritius 2030 Strategic Plan), разработанном Министерством технологий, коммуникаций и инноваций. План отвечает целям и является частью государственной стратегии Vision 2030. Кроме того, специально учрежден Совет Республики Маврикий по исследованиям и инновациям; занимающимся ими предприятиям предоставляются льгота в виде ускоренной амортизации капитальных затрат на НИОКР в размере 50% и 8-летние налоговые каникулы. Особо отмечается то обстоятельство, что цифровая экономика способствует обеспечению трудоустройства молодежи [20].
36 По индексу инноваций (Global Innovation Index) Маврикий, занимая 82-е место среди 129 обследованных стран, в Африке является 4-м, уступая лишь ЮАР, Тунису и Марокко [21].
37 Стратегия Digital Mauritius 2030 касается 5 основных сфер: ИКТ-инфраструктура и передача информации; электронное правительство и бизнес-применение; «талантливый» менеджмент; кибербезопасность; инновации и высокие технологии. Формируются 5 новых направлений ИКТбизнеса: финансово-техническое, искусственного интеллекта, криптовалюты, блокчейн-технологий и обработки данных.
38 Экономика Маврикия открыта для инвестиций в инновационный сектор, минимальный размер капитала в котором определяется в $40 тыс., причем не менее 20% должно использоваться на научные исследования [20]. В стране действуют 2 центра, координирующие НИОКР в области биоинформатики (Университет Маврикия и Национальный научно-исследовательский центр животноводства). Подавляющая доля в валовых расходах на НИОКР приходится на исследования в сфере сельского хозяйства [22, p. 512].
39 С начала 2000-х гг. ИКТ стали одной из главных опор национальной экономики. Ежегодный вклад сектора в ВВП постоянно увеличивался, достигнув в 2018 г. 5,6%, составив 22 млрд маврикийских рупий и обеспечив занятость 23 тыс. человек. Ожидается, что к 2030 г. ежегодный вклад сектора в ВВП возрастет до 10%, и в нем будет создано около 50 тыс. рабочих мест [20].
40 Выделение стратегической задачи создания «талантливого» менеджмента в программе Digital Mauritius 2030 означает понимание того, что экономический прогресс будет связан с поощрением интеллектуальной активности молодых ученых и инженеров, способных решать современные научно-технические задачи. На это направлена система обучения в Университете Маврикия, предлагающая для получения магистерской и докторской степеней разработку тем, связанных с актуальными проблемами страны, – вместо командирования за рубеж для завершения образования. Эта мера представляется весьма важной для преодоления утечки умов.
41 Другим способом удерживания высококвалифицированных специалистов на родине стало создание компаний по предоставлению услуг международного аутсорсинга, связанных с информационными технологиями и бизнес-процессами. Маврикий является крупным африканским центром офшорного бизнеса, что, правда, не решает проблему сохранения интеллектуального потенциала и утечки умов.
42 В целях создания национального научно-технического потенциала в стране реализуются программы обучения молодежи для работы в наукоемких областях, в т.ч. в сфере высоких технологий. Программа Обеспечения занятостью выпускников (Graduate Trading for Employment Scheme) призвана облегчить трудоустройство выпускников учебных заведений; по Национальной программе повышения квалификации (National Skills Development Programme) безработная молодежь может получить квалификацию в наиболее востребованных областях экономики.
43 Сектор ИКТ испытывает большой дефицит кадров, который будет возрастать в следующие 5 лет. В качестве поощрения около 50 стипендий будут ежегодно предоставляться тем студентам, которые пожелают специализироваться в области высоких технологий, таких как блокчейн, робототехника, 3D-принтинг. В подготовке специалистов участвуют университеты и технические учебные заведения, а также международные организации. Расширяется практика привлечения иностранных специалистов и представителей маврикийской диаспоры путем предоставления им выгодных условий работы. Между Университетом Маврикия и компанией Oracle Cloud подписано соглашение о подготовке 1000 высококлассных профессионалов по облачным и другим технологиям, которые в будущем могут стать предпринимателями [23].
44 Большое внимание в программе Digital Mauritius 2030 уделяется созданию электронного правительства; ставится задача расширения интерактивной связи между правительством и населением, а также обеспечения доступа к веб-сайтам министерств и их департаментов для повышения эффективности и качества предоставления информации и государственных услуг. Облегчение условий для ведения бизнеса рассматривается в качестве одной из основных задач электронного управления. Предполагается создать специальную платформу (Mauricloud Platform) для выпуска и проверки документов и сертификатов в цифровом виде. Учреждено Национальное сертификационное агентство (National Certification Authority) для организации службы электронной подписи. С 2013 г. запущена программа электронной идентификации населения. Совершеннолетние граждане получают электронные ID-карты для доступа к госуслугам; одновременно эти карты являются удостоверением избирателя.
45 Одним из 5 означенных в программе Digital Mauritius 2030 стратегических направлений развития цифровой экономики названа кибербезопасность. Благодаря усовершенствованному национальному законодательству Маврикий имеет хороший уровень киберзащищенности. В 2017 г. он входил в группу стран с самой высокой степенью безопасности в мировом рейтинге «Глобальный индекс кибербезопасности» (Global Cybersecurity Index), занимая 6-е место (из 180) после Сингапура, США, Малайзии, Омана и Эстонии [24]. В 2018 г., в связи с ростом числа стран, разработавших законодательство, регламентирующее ответственность за киберпреступления, Маврикий утратил свои высокие позиции, выпав из топ-10 стран мира по этому показателю.
46 Введение инноваций и цифровых технологий привело к диверсификации маврикийской экономики. Благодаря таким современным технологиям, как электронная платежная система, мобильные денежные переводы, безналичная оплата транспорта, услуги по оплате картами, проверка благонадежности клиента, в стране активно развивается электронная коммерция. Маврикий стремится создать современную службу здравоохранения по международным стандартам (EHealth Project): первым шагом стала организация единой национальной системы медицинского обслуживания. В бюджете 2018-2019 гг. на осуществление проекта, затрагивающего не только крупные лечебницы, но и областные и муниципальные больницы, было выделено 100 млн маврикийских рупий.
47 При реализации «африканской стратегии» Республики правительство Маврикия отдает приоритет таким странам, как Гана, Кения, Коморские Острова, Кот-д’Ивуар, Мадагаскар, Реюньон, Сейшелы, Сенегал, Танзания и Эфиопия, в большинстве из которых Маврикий участвует в различных проектах, способствуя, в частности, через Фонд «Маврикий – Африка», передаче технологий и инвестиций из Индии, Китая и Японии.
48

МАВРИКИЙ И РОССИЯ

49 В 2019 г. состоялся Третий Маврикийско-Российский бизнес-форум «Think Africa Invest Mauritius», на котором отмечалось, что Маврикий стал перспективной платформой для продвижения интересов российского бизнеса в Африке. На встрече обсуждались возможности взаимодействия в таких сферах, как создание блокчейн-технологий, финансовые услуги, туризм, фармацевтика, медицинское оборудование, строительство, промышленность, торговля [25].
50 Президент России Владимир Путин во время встречи с исполняющим обязанности президента Республики Маврикий Парамасивум П.Ваяпури на полях Саммита Россия – Африка в октябре 2019 г. подчеркнул, что у двух стран есть обоюдный интерес к сотрудничеству в области бизнеса и в сфере борьбы с терроризмом [26].

References

1. Forum in Mauritius is Looking for Russian Businessmen. MTTP (In Russ.). https://mostpp.ru/news/mezhdunarodnaya-deyatelnost/forum-na-mavrikii-zhdetrossijskix-biznesmenov/ (accessed 14.12.2019)

2. Doing Business 2020. World Bank Group. https://russian.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/pdf/db2020/Doing-Business-2020.pdf (accessed 11.11.2019)

3. Mauritius-Russia. March 2019 (In Russ.). https://spbtpp.ru/wp-content/uploads/2019/05/Mauritius-Country-Brochure-Russia-Market-March-2019.pdf (accessed 03.12.2019)

4. Embracing a Brighter Future Together as a Nation. Three-Year Strategic Plan 2019/20 – 2021/22. Republic of Mauritius.2019. http://mof.govmu.org/English/Documents/Budget2019-20/2019_203-YearPlan.pdf (accessed 05.12.2019)

5. Mauritius’ GDP 2019. Structure (In Russ.). https://take-profit.org/statistics/gdp/mauritius/ (accessed 09.11.2019)

6. Embracing a Brighter Future Together as a Nation. Budget Speech 2019-2020. http://budget.mof.govmu.org/budget2019-20/2019_20budgetspeech.pdf (accessed 19.11.2019)

7. Mauritius Ranks 13th in the World Bank Doing Business Report 2020. https://www.edbmauritius.org/newsevents/posts/2019/october/mauritius-ranks-13th-in-the-world-bank-doingbusiness-report-2020/ (accessed 01.12.2019)

8. Offshore Mauritius: Will Offshore Mauritius Jurisdiction Suit You? (In Russ.). https://internationalwealth.info/offshore-offshores/ (accessed 03.12.2019)

9. Lachminaraidu: We are Aimed at Transforming Mauritius into Singapore. RIA Novosti (In Russ.). https://ria.ru/20171213/1510858978.html (accessed 12.12.2019)

10. Mauritius. Jurisdiction Description and Advantages (In Russ.). https://int.gestion.ru/offshore-zones/mauritius/ (accessed 10.12.2019)

11. April 2019: Inclusiveness & Innovation at the Heart of an Invigorated Economy. https://www.edbmauritius.org/newsletters/april-2019-inclusiveness-at-the-heart-of-an-invigorated-economy/ (accessed 10.12.2019)

12. Mauritius – Agricultural Sectors. 19.08.2019. https://www.export.gov/article?id (accessed 07.12.2019)

13. Attractiveness of Mauritius as a Manufacturing Base. https://www.edbmauritius.org/opportunities/manufacturingnew-industries/attractiveness-of-mauritius-as-a-manufacturing-base/ (accessed 07.11.2019)

14. Mauritius: How the Island Nation is Developing its Power Sector. https://africanbusinessmagazine.com/companyprofile/african-energy/mauritius-how-the-island-nation-is-developing-its-power-sector/ (accessed 09.01.2020)

15. Mauritius – Energy. 19.08.2019. https://www.export.gov/article?id (accessed 11.01.2020)

16. Myagkov V.Yu. 2018. Mauritius: Eastern Africa’s Business Crossroad. BIKI. October-December (In Russ.)

17. Mauritius – Port Expansion. 18.09.2019. https://www.export.gov/article?id (accessed 09.01.2020)

18. Kalinichenko L., Novikova Z. 2019. Tourism in Africa. Asia and Africa Today. № 11 (In Russ.)

19. Yes Africa Can. Success Stories from a Dynamic Continent. Wash., 2011. https://siteresources.worldbank.org/ AFRICAEXT/Resources/258643-1271798012256/YAC_Consolidated_Web.pdf (accessed 09.10.2019)

20. Digital Mauritius 2030 Strategic Plan. https://www2.govmu.org/EN/communique/Documents/%202030%2017% December%2018%20at%2012.30hrs.pdf (accessed 15.10.2019)

21. Global Innovation Index 2019. https://www.globalinnovationindex.org/gii-2019-report (accessed 21.11.2019)

22. UNESCO Science Report. East and Central Africa. 2005-2014. https://en.unesco.org/sites/default/files/users/usr15_east_central_africa.pdf (accessed 01.12.2019)

23. University of Mauritius & Oracle collaborate to equip 1000 students with cloud skills. https://blogs.oracle.com/africa/university-of-mauritius-oracle-collaborate-to-equip-1000-students-with-cloud-skills (accessed 10.01.2020)

24. Global Cybersecurity Index 2017. https://www.itu.int/en/ITU-D/Cybersecurity/Documents/GCI-17Report.pdf (accessed 11. 01. 2020)

25. 3rd Mauritius-Russia Business Forum, Moscow (In Russ.). https://spbtpp.ru/3-mavrikiysko-rossiyskiy-business-forum-21102019/

26. ITAR-TASS. 24.10.2019 (In Russ.). https://clients.tass-online.ru/?page=print&langID=l&aid=1410200... (accessed 12.12.2019)