China: strategy of regions’ sustainable development (1980-2000s)
Table of contents
Share
Metrics
China: strategy of regions’ sustainable development (1980-2000s)
Annotation
PII
S032150750009101-3-1
DOI
10.31857/S032150750009101-3
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Svetlana Makeeva 
Occupation: Leading Research Fellow, Institute of Socio-Political Research - Branch, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology, Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS)
Affiliation: Institute of Socio-Political Research – Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS)
Address: Irkutsk, 119991, Moscow, Leninsky pr., D.32A
Edition
Pages
19-25
Abstract

The development of the Chinese regions since the beginning of the implementation of the “reform and openness” policy was focused on maximizing the use of the environmental potential for the implementation of modernization transformations during the reform years. In the building of the 20th century of particular importance in China is the concept of sustainable development as a result of the growth of disproportionate phenomena in the spatial organization of the Chinese economy and the gradual deterioration of the environmental situation as a whole in China. The approaches of Chinese scientists to the development of the concept of sustainable development were formed in four main areas: sociological (Mao Zhifeng, Niu Wenyuan, Cheng Jicheng, Shen Yumin), systemic (Cai Lin, Shi Shixin), economic (Duan Xuejun, Liu Li, Pan Jiahua) and environmental (Ye Wenhu, Liu Peitong, Qian Yi, Shao Jianping). Since the 1990s The implementation of the sustainable development strategy in the PRC was directly related to the solution of the main problem in China, namely, the uneven development of the regions of the PRC. Chinese experience in ensuring environmental sustainable development of the regions has been forming since the 1990s. China focuses on solving one of the main problems – environmental, aggravation, which was associated with the consequences of modernization processes in the course of economic growth and increased pressure on the environment in China. The Chinese state defines the goals and key provisions in the field of environmental protection, correlating them with the concept of sustainable development. China carries out a series of major studies and makes recommendations on the implementation of environmental sustainable development of the regions. This was of great importance for protecting the environment, maintaining public health and promoting the economic growth of China in the new millennium.

Keywords
economic history of the PRC, strategy, sustainable development, environmental problems, Chinese scientists
Received
08.05.2020
Date of publication
29.05.2020
Number of characters
26731
Number of purchasers
5
Views
36
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
1200 RUB / 24.0 SU
1 После начала реализации в КНР политики «реформ и открытости» в 1978 г. экономическое развитие китайских регионов было сосредоточено на максимальном использовании ресурсов окружающей среды в целях осуществления модернизационных изменений и построения «социализма с китайской спецификой».
2 Популяризация в мире концепции устойчивого развития на рубеже 1980-1990-х гг. нашла отражение и в условиях китайского общества. Именно с этого периода китайские теоретики и практики: Дуань Сюэцзюнь, Е Вэньху, Лю Ли, Лю Пэйтун, Мао Чжифэн, Ню Вэньюань, Пань Цзяхуа, Цай Линь, Цянь И, Чэн Цзичэн, Шао Цзяньпин, Ши Шисинь, Шэнь Юймин – пытались применить в экономическом, экологическом и социальном аспектах концепцию устойчивого развития.
3 Традиционно мировая практика в осмыслении устойчивого развития заключалась в том, что комплексная система взаимодействия и взаимодополняемости общества и окружающей среды на протяжении длительного периода времени регулировала себя самостоятельно, определяя гармоничные и уравновешенные границы регионального развития. В условиях КНР усиленная индустриализация и повышающаяся нагрузка на окружающую среду обострила проблемы на этом пути.
4 В конце ХХ в. особую значимость концепция устойчивого развития получает в Китае в результате роста диспропорциональных явлений в пространственной организации китайской экономики и постепенном ухудшении экологической ситуации, в целом, на территории КНР. Именно в 1990-е гг. Китай осуществляет реализацию серии крупных научно-практических исследований и мероприятий, принимает программы и планы, направленные на формирование стратегии устойчивого развития с «китайской спецификой», что в дальнейшем находит отражение в национальной стратегии развития КНР в XXI веке.
5

ПОДХОДЫ КИТАЙСКИХ УЧЕНЫХ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

6 Международные исследования теории и практики устойчивого развития сформировались в 4 основных направлениях: социологическом, системном, экономическом и экологическом. Социологические исследования в области устойчивого развития концентрируются на рассмотрении тезиса о «разумном и сбалансированном достижении экономической эффективности и социальной справедливости» в качестве важного критерия и основного средства устойчивого развития. Это находит отражение в работах китайских ученых Мао Чжифэна, Ню Вэньюаня, Чэн Цзичэна, Шэнь Юймина, объясняющих последствия влияния ухудшения экологической ситуации в разных регионах КНР на обострение социальных проблем [1; 2; 3; 4].
7 Наиболее популярным научным направлением в объяснении специфики устойчивого развития регионов в Китае является системное направление. В «Отчете об исследованиях в области стратегии устойчивого развития КНР за 1999, 2000 гг.» Академии наук Китая представлен системный подход в изучении устойчивого развития регионов [5]. В документе подчеркивается, что устойчивое развитие – это, с одной стороны, механизм функционирования, а с другой – часть сложной системы взаимодействия «природа-экономика-общество». Китайские ученые, использующие системный подход отмечают, что потенциал устойчивого развития является всеобъемлющим выражением «степени развития», «степени координации» и «степени устойчивости» регионов [6, р. 69].
8 Поводом для дискуссии, как в общемировой научной практике, так и в опыте китайских ученых в рамках применения системного подхода к анализу устойчивого развития, является академическое определение концепции устойчивого развития. Некоторые ученые склонны относить «устойчивое развитие» к категории сложных системных проблем из-за характера процессов, сопровождающих практику реализации мероприятий на пути к устойчивости сложной системы регионов.
9 Впервые концепция устойчивого развития была принята в виде программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде в 1989 г. Согласно которой «устойчивое развитие означает удовлетворение текущих потребностей без ущерба для потребностей будущих поколений» [5]. Китайские ученые, ориентируясь на программу ООН, приходят к консенсусу, когда приводят определение устойчивого развития под ракурсом «Нашего общего будущего», которое определяет устойчивое развитие регионов не только Китая, но и мира через «развитие, отвечающее потребностям современных людей». Как отмечает Ван Шэнцзинь, устойчивое развитие означает сохранение, рациональное использование и укрепление базы природных ресурсов, что лежит в основе благотворного цикла взаимодействия экологической среды и экономического роста [7].
10 В рамках опыта применения системного подхода при исследовании устойчивого развития регионов необходимо особо отметить использование «теории устойчивых систем» исследовательской группой китайской Академии наук, специализирующейся на изучении и применении концепции устойчивого развития в условиях Китая.
11 Китайские исследователи Цай Линь, Ши Шисинь приходят к результатам, согласно которым «устойчивое развитие – это сложная проблема, требующая системного мышления; системный подход помогает в создании теоретической основы анализа устойчивого развития в сложной системе взаимодействия общества и экономики» [8;6]. Для конкретного региона суть устойчивого развития определяется координацией интересов разных субъектов, разных масштабов, разных уровней, разных структур и разных функций. Целостность в устойчивом развитии регионов означает, что взаимодействие факторов системы должно рассматриваться всесторонне, ориентируясь на пространственное мышление и анализ пространственно-временных рядов. Цай Линь, Ши Шисинь пришли к выводу, что система устойчивого развития может быть разделена на 5 подсистем, а именно: система поддержки выживания, система поддержки развития, система поддержки окружающей среды, система социальной поддержки и система интеллектуальной поддержки. Формирование «устойчивости» региона должно зависеть от совокупного соразвития 5 поддерживающих систем [8; 6].
12 Китайский исследователь Шао Цзяньпин рассматривает систему устойчивого развития в трёхмерной модели, включающую эффект экологической реакции (природа), экономической реакции (богатство) и социальной реакции (общество). Именно трёхмерная модель помогает обеспечить координацию и непрерывность реализации системы устойчивого развития регионов [9, рp. 95-98].
13 Основным направлением китайских исследований в области устойчивого развития регионов являются экологическое и экономическое направления, согласно которым взаимоотношения человека и природы выступают основополагающими. Суть устойчивого развития, по мнению ученых-экологов Лю Пэйтуна, Цянь И, состоит в том, чтобы координировать отношения между человеком и природой. «Человек» в системе отношений «человек-земля» относится к социальной системе, а «земля» относится к «природной системе», включая природные ресурсы и окружающую среду. Поэтому нередко ученые систему отношений «человек-земля» называют «экосистемой человека» или «экологической социальной системой» [10; 11].
14 Основываясь на теории согласованного развития человеческих и природных отношений, Е Вэньху выдвигает «три производственные теории» экологической социальной системы, которые указывают на тесную связь между человеком и природой. Эта связь отражается в обмене и потоке материи, энергии и информации между ними.
15 Е Вэньху на базовом уровне движения материалов региональную систему разделяет на 3 подсистемы: подсистема материального производства, подсистема производства населения и подсистема экологического производства. Основой для скоординированного развития экологических и социальных систем является то, что материальные обмены между этими тремя подсистемами находятся в динамическом равновесии. В экологической социальной системе существует 3 вида отношений спроса и предложения: производители и потребители, производители и окружающая среда, потребители и окружающая среда. Поддержание баланса между этими тремя отношениями спроса и предложения является ключом к устойчивому развитию регионов [12].
16 В рамках разработки и применения на практике стратегии устойчивого развития в КНР получает широкое распространение «теория сложных экосистем» ученых-экологов Ма Шицзюня и Ван Жусуна, которые использовали данную теорию для объяснения трёхмерной модели устойчивого развития и предложили модель сложной экосистемы «общество-экономика-природа».
17 Система ориентирована на человека, входящего в социальную подсистему, экономическую подсистему и природную подсистему, а также через технологическую подсистему для органического объединения «общество-экономика-природа». Эта составная экосистема включает в себя поощрение, адаптацию и трансформацию взаимодействия между людьми и природой; развитие человека в рамках использования, хранения и отказа от природных ресурсов; конкуренция в сфере производства и жизнедеятельности человека [5].
18 Особое значение в формировании концепции устойчивого развития «с китайской спецификой» сыграло использование китайскими учеными экономического подхода в рассмотрении роли человеческого потенциала в экономическом росте отдельных регионов КНР. В рамках практики реализации стратегии экономического устойчивого развития регионов ученые Дуань Сюэцзюнь и Лю Ли исходили из следующего принятого в мировой науке положения: региональное устойчивое развитие связано с равномерным экономическим ростом и должно ориентироваться на пути достижения этого роста [13; 14].
19 Согласно теоретическим положениям концепции устойчивого развития, чтобы добиться устойчивого экономического роста, необходимо трансформировать производственный режим из экстенсивного в интенсивный, уменьшить нагрузку на окружающую среду, вызываемую каждой единицей экономической деятельности, а также изучить и устранить экономические искажения и недоразумения. Поскольку причина ухудшения состояния окружающей среды кроется в экономическом процессе, ее решение также следует искать в региональном экономическом развитии.
20 Устойчивое развитие основывается на использовании природных ресурсов и координируется с природоохранной деятельностью. «Устойчивость» может быть достигнута с помощью соответствующих экономических инструментов, технических мер и вмешательства государства. Как отмечает Пань Цзяхуа, на региональном уровне следует предпринимать усилия по снижению истощения природных ресурсов ниже уровня, при котором ресурсы восстанавливаются, или найти варианты, с помощью которых можно разрабатывать альтернативы [15, рp. 71-74]. Необходимо также поощрять «чистые» процессы и методы устойчивого потребления, чтобы минимизировать количество отходов, образующихся на единицу экономической активности.
21 Устойчивое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни, совместимое с социальным прогрессом. Понятие «экономическое развитие» гораздо шире, чем значение «экономический рост». Экономический рост обычно определяется как увеличение ВВП на душу населения. Устойчивое развитие регионов должно способствовать совершенствованию социальной и экономической структуры и обеспечивать реализацию ряда целей социального развития.
22 Китайские исследователи Ли Инин, Ляо Чжицзе уделяют особое внимание тому, что устойчивое развитие признает ценность экологических ресурсов. Эта ценность отражается не только в поддержке окружающей среды для экономической системы, но также в существовании среды для системы жизнеобеспечения. Ввод и обслуживание экологических ресурсов при производстве должны быть включены в себестоимость продукции, а система национального экономического учета должна постепенно пересматриваться и совершенствоваться в соответствии с принципами экологического устойчивого развития.
23 Внедрение устойчивого развития на уровне регионов зависит от соответствующей региональной политики и правовых систем с упором на «комплексное принятие решений» и «участие общественности» [16; 17]. Принцип устойчивого развития регионов требует экономической активности населения, охраны окружающей среды, восстановления природных ресурсов, обеспечения социальных гарантий и других важных решений для регионов.
24 Таким образом, политика «реформ и открытости» с 1978 г. отразилась на всем региональном развитии КНР, усилив в дальнейшем диспропорциональные процессы и обострив экологическую ситуацию. Начиная с 1990-х гг. реализация стратегии устойчивого развития в КНР была напрямую связана с решением основной проблемы в Китае, а именно неравномерности развития регионов КНР.
25

КИТИЙСКИЙ ОПЫТЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

26 В современной истории КНР конец 1970-х гг. характеризуется переходом к ряду модернизационных процессов, оказавших влияние на темпы развития региональной экономики Китая в целом. Политика «реформ и открытости» отразилась на всем региональном развитии КНР, усилив в дальнейшем диспропорциональные процессы и обострив экологическую ситуацию. Решение этих проблем было возможно через заимствование опыта зарубежных стран в сбалансированном устойчивом соразвитии системы «общество-экономика-природа».
27 В 1980-е гг. на китайский язык были переведены работы различных выдающихся западноевропейских ученых-экономистов А.Вебера, С.Денисона, Н.Калдора, В.Кристаллера, А.Лёша по проблемам регионального развития [18]. Ориентация китайских исследователей на использование стратегии устойчивого развития проявилась уже в 1990-е гг. Постепенно понимание сущности стратегии устойчивого развития регионов Китая сводилось к улучшению уровня жизни граждан за счет развития экономики, осуществлению защиты окружающей среды, обеспечению социальных гарантий граждан, гармоничном сосуществовании общества и природы, предоставлении гарантий в быстром, продолжительном и надёжном экономическом развитии [19].
28 Начиная с 1990-х гг. реализация стратегии устойчивого развития в КНР была напрямую связана с решением основной проблемы в стране, а именно неравномерности развития регионов КНР. Поэтому разработка региональных стратегий устойчивого развития ориентировалась на учет местных условий Северо-Восточного, Северного, Восточного, Центрально-Южного, Юго-Западного и Северо-Западного регионов КНР; на определение наиболее подходящих экономических мер развития конкретных регионов. В этот период факторы, влияющие на региональное развитие Китая, претерпели большие изменения. Влияние глобализации привело к перестройке экономических условий, развитию информатизации, научно-техническому прогрессу и формированию инновационного потенциала, что стало определяющим в развитии регионов на общенациональном уровне.
29 На протяжении 1990-х гг. проблемы диспропорциональности и ухудшения экологической ситуации сохранялись, Наиболее очевидные различия в развитии экономики между регионами стали проявляться на рубеже веков. Они выражались в совокупном объёме экономики, ВВП в среднем на душу населения, реальных темпах роста ВВП, импортно-экспортных торговых операциях и прямых инвестициях. Различия в темпах экономического развития между восточными, центральными и западными регионами КНР с конца ХХ в. повлияли на формирование и реализацию политики устойчивого развития регионов, направленную на сглаживание межрегиональных диспропорций в Китае.
30 В условиях реализации несбалансированной модели регионального развития КНР, сопровождающейся усилением проблем бедности и ухудшением экологической обстановки на тот период времени было невозможно добиться устойчивого развития. Но тенденция к решению сложных региональных экономических проблем, связанных с неравномерностью регионального развития в начале XXI в., характеризовали стремление к реализации таких идей регионального устойчивого развития в Китае, как гармоничное соразвитие промышленно-производственных комплексов и создание нормальных условий для жизни населения.
31 Принимались меры по содействию скоординированного экономического развития регионов, решению экологических проблем, по устранение бедности, поддержанию и укреплению межрегиональных экономико-технологических связей между экономически развитыми и слаборазвитыми регионами. Все это делалось с учетом местных условий, рациональным разделением труда, с использованием дополнительных преимуществ каждого региона КНР, включая районы проживания национальных меньшинств и приграничных районов [20].
32 В первые десятилетия XXI в. в КНР происходит переход от ориентации в развитии региональной экономики отдельных территорий к общему скоординированному развитию всего экономического пространства КНР в рамках достижения стратегической цели Китая к 2049 г. – вхождению в состав развитых стран мира.
33 Для китайских ученых вопросы, связанные с региональным устойчивым развитием, являлись новой перспективной областью исследований в рамках изучения региональной экономики. Особое значение приобретали такие направления изучения как:
  • влияние региональной структуры пространственной организации экономики на устойчивое развитие,
  • варианты реализации устойчивого развития регионов,
  • выбор стратегии устойчивого развития для конкретных характерных элементов структуры региона,
  • использование преимуществ каждого региона для достижения оптимального общего устойчивого развития;
  • способы развития социально-ориентированной экономики в бедных районах Китая [19].
34 Перспективы развития китайской региональной экономики напрямую были связаны с устойчивым развитием регионов, и это являлось непреодолимой тенденцией, позволяющей решить вопросы неравномерности регионального развития КНР.
35

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

36 В рамках реализации стратегии устойчивого развития, начиная с 1990-х гг., КНР ориентируется на решение одной из основных проблем – экологической, обострение, которой было связано с последствиями модернизационных процессов в ходе экономического роста и возросшей нагрузкой на окружающую среду в Китае.
37 Китайское руководство определяет цели и ключевые положения в области охраны окружающей среды, соотнеся их с концепцией устойчивого развития. КНР осуществляет серию крупных исследований и вырабатывает рекомендации по реализации экологического устойчивого развития регионов.
38 Были приняты программы и планы по осуществлению реформ, в которых устойчивое развитие выступало, с одной стороны, как проблема, а с другой – как возможность в региональных преобразованиях. Все крупные исследовательские проекты и программы по реализации экологического устойчивого развития регионов Китая были разработаны при поддержке Всемирного банка, Программы развития ООН, Программы ООН по окружающей среде.
39 В 1992 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая и Государственный Совет одобрили принятие программного документа «Десять корректирующих мер Китая по охране окружающей среды», определяющего перспективы развития окружающей среды Китая. Также в 1992 г. Управление охраны окружающей среды КНР начинает реализацию «Стратегии по защите окружающей среды Китая», а Государственный Совет проводит в жизнь «Национальную программу по поэтапному отказу от разрушительных материалов», согласно выполнению международной Венской конвенции, об охране озонового слоя от 1985 г., Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой от 1987 г. В 1993 г. Госсовет КНР начинает реализацию 10-летнего плана по охране окружающей среды во всех регионах Китая на период с 1991-2001 гг. [21].
40 Ускоренный экономический рост КНР и возросшая нагрузка на окружающую среду Китая повлияли на то, что уже в 1990-е гг. принципы экологического устойчивого развития регионов были интегрированы в различные программные области. Так, например, в 1993 г. была разработана Повестка дня на XXI в. В 1994 г. в Китае был разработан план действия по сохранению биологического разнообразия. На протяжении 1990-х гг. Управление охраны окружающей среды КНР проводит комплексные исследования в области охраны окружающей среды и решения проблемы городских сточных вод и мусора, а также разрабатывает систему мер по контролю за выбросами парниковых газов.
41 Во многих программных документах Госсовета, Управления охраны окружающей среды КНР была представлена концепция устойчивого развития регионов. 5 марта 1996 г. на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей КНР был принят девятый 5-летний план национального экономического и социального развития Китая, в котором нашла отражение концепция экологического устойчивого развития регионов и была определена система мер по решению экологических проблем.
42 Был разработан Национальный план по общему контролю за выбросами загрязняющих веществ. Как отмечали в 1996 г. китайские эксперты: «К 2020 г. необходимо стремиться к тому, чтобы полностью контролировалось увеличение загрязнения окружающей среды и не допускалось экономического ущерба региональному развитию. Необходимо добиться, чтобы качество окружающей среды городов и регионов улучшалось» [22].
43 В процессе реализации «Девятой пятилетки» с 1996 г. Китай сосредоточился на решении проблемы «трёх рек» (Хуайхэ, Хайхэ, Ляохэ) и проблемы контроля над загрязнениями «трёх озёр» (Тайху, Чаоху, Дяньчи) – зон загрязнения кислотными дождями.
44 Согласно девятому 5-летнему плану КНР, меры по охране окружающей среды и реализации экологического регионального устойчивого развития касались усиленного контроля за выбросом основных загрязняющих веществ (сажи, пыли, диоксида серы, тяжелых металлов, твёрдых промышленных отходов). Реализация данных программ и планов в рамках экологического регионального устойчивого развития имела большое значение для защиты окружающей среды, поддержания общественного здоровья и содействия экономическому росту КНР в новом тысячелетии.
45 Основные положения экологического регионального устойчивого развития в КНР содержались в «Повестке дня для XXI в.» – междисциплинарным и, всеобъемлющим программном документе. В нем нашла отражение реализация «зелёных» проектов в различных регионах КНР, касающихся охраны воды, воздуха; утилизации твёрдых отходов; осуществления комплексной экологической защиты; развития ключевых отраслей промышленности в соответствии с необходимыми экологическими действиями и осуществлением национального экологического надзора. В реализацию экологического устойчивого развития регионов в 1990-е гг. было инвестировано в общей сложности 188,8 млрд юаней [11].
46 Оценивая исторический опыт реализации экологического устойчивого развития регионов, необходимо отметить, что Китай активно участвовал в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды и развития, поддерживал переговоры, подписывал и реализовывал международные природные конвенции.
47 С 1979 г. Китай подписал ряд природоохранных конвенций и соглашений, в том числе:
  • Соглашение о сотрудничестве в области сохранения ресурсов дикой природы,
  • Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения,
  • Венская конвенция об охране озонового слоя,
  • Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их ликвидацией,
  • Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (пересмотренный),
  • Конвенция об изменении климата,
  • Конвенция о биологическом разнообразии.
48 В то же время Китай подписал двусторонние соглашения или меморандумы о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с более чем 10 странами, включая Японию. В июне 1991 г. правительство Китая организовало международную конференцию по вопросам охраны окружающей среды и развития с представителями 41 страны. Китайские эксперты сыграли ведущую роль в подготовке Конференции ООН по окружающей среде и развитию – ЮНСЕД, которая проходила в 1992 г. в Рио-де-Жанейро [5].
49 Таким образом, китайский опыт в обеспечении экологического устойчивого развития формируется с начала 1990-х гг. Ему предшествовало накопление теоретико-методологических разработок китайских ученых в области обеспечения экологической устойчивости регионов и снижения нагрузки на окружающую среду при усиленном экономическом росте. Экологическое устойчивое развитие в КНР включало в себя реализацию различных планов и программ по охране окружающей среды во всех регионах КНР, участие в международном сотрудничестве по решению экологических проблем.
50

* * *

51 Развитие китайских регионов в период с начала реализации политики «реформ и открытости» было сосредоточено на максимальном использовании потенциала окружающей среды для осуществления модернизационных преобразований в годы реформ. С момента популяризации концепции устойчивого развития в мире китайские теоретики и практики пытались применить в экономическом, экологическом и социальном аспектах концепцию устойчивого развития. В конце ХХ в. в результате роста диспропорциональных явлений в пространственной организации китайской экономики и постепенном ухудшении экологической ситуации в целом на территории КНР данная концепция приобрела в Китае особую значимость. Политика «реформ и открытости» отразилась на всем региональном развитии КНР, усилив в дальнейшем диспропорциональные процессы и обострив экологическую ситуацию. Начиная с 1990-х гг., реализация стратегии устойчивого развития в КНР была напрямую связана с решением основной проблемы в Китае, а именно неравномерности развития регионов КНР. Поэтому разработка региональных стратегий устойчивого развития ориентировалась на учет местных условий Северо-Восточного, Северного, Восточного, Центрально-Южного, Юго-Западного и СевероЗападного регионов КНР, на определение наиболее подходящих экономических мер развития конкретных регионов.
52 В первые десятилетия XXI в. в КНР происходит переход от ориентации в развитии региональной экономики отдельных территорий к общему скоординированному развитию всего экономического пространства КНР в рамках достижения стратегической цели Китая – вхождению к 2049 г. в состав развитых стран мира.
53 Китайский опыт в обеспечении экологического устойчивого развития регионов ориентируется на решение одной из основных проблем – экологической, обострение, которой было связано с последствиями модернизационных процессов в ходе экономического роста и возросшей нагрузкой на окружающую среду в Китае.
54 КНР осуществляет серию крупных исследований и вырабатывает рекомендации по реализации экологического устойчивого развития регионов. Все основные исследовательские проекты и программы по реализации экологического устойчивого развития регионов Китая были разработаны при поддержке Всемирного банка, Программы развития ООН, Программы ООН по окружающей среде. Реализация данных программ и планов в рамках экологического устойчивого развития регионов имела большое значение для защиты окружающей среды, поддержания общественного здоровья и содействия экономическому росту КНР в новом тысячелетии.

References

1. Mao Zhifeng. Human civilization and sustainable development. Beijing: Xinhua Publishing House, 2004 (In Chin.)

2. Nu Wenyuan. Theory and practice of sustainable development in China. Bulletin of the Chinese Academy of Sciences. 2012. № 27, pp. 280-289 (In Chin.)

3. Cheng Jicheng. Introduction to regional sustainable development in the information society. Beijing: Business Press, 2001 (In Chin.)

4. Shen Yumin. Theory and practice of sustainable development of the region. Beijing: Chinese Publishing House for Environmental Science, 2007 (In Chin.)

5. Sustainable development: theory and practice. Beijing: Peking University, Center for Sustainable Development Research, 1997 (In Chin.)

6. Tsai Lin. Study of the dynamics of the complex coordination model of the regional system of sustainable development. Round table. 2019. № 4. pp. 67-70 (In Chin.)

7. Wang Shenjin. Population, resources, environment and regional development. Jilin: Jilin People’s Publishing House. 2006 (In Chin.)

8. Shi Shixin. An empirical analysis of the region’s sustainable development. Study of economic problems. 2005. № 7. pp. 4-29 (In Chin.)

9. Shao Jianping. Analysis of the “three-phase growth model” of regional sustainable development. Scientific and technological progress and response. 2018. № 25. pp. 95-98 (In Chin.)

10. Liu Peitong. Leading into environmental research, 1985 (In Chin.)

11. Qian I. Environmental protection and sustainable development. Beijing: Higher Education Publishing House, 2000 (In Chin.)

12. Ye Wenhu. Environmental management. Beijing: Higher Education Publishing House, 2000 (In Chin.)

13. Duan Xuejun. Development of economic geography and sustainable development of the region. Regional research and development. 2011. № 37, pp. 170-173 (In Chin.)

14. Liu Li. Sustainable development of cities and regions: principles, assessment and accounting. Guangzhou: University Press Sun Yat-sen, 2004 (In Chin.)

15. Pan Jiahua. Economic analysis of approaches to sustainable development. Beijing: People’s University Press, 1997 (In Chin.)

16. Li Yining. Regional Sustainable Development: The Inevitable Choice of China’s Regional Development Strategy. Scientific notes of Peking University of Post and Telecommunications. 2008. № 10, pp. 1-2 (In Chin.)

17. Liao Zhijie. Regional level of sustainable development of China and its spatial distribution. Geographical journal. 2000. № 55, pp. 139-150 (In Chin.)

18. Yang Duogui. Evaluation of the complex advantages of regional development in China. Management Science Studies. 2000. № 10. pp. 70-78 (In Chin.)

19. Yin Licheng. Progress in theoretical research on the sustainable development of the regions of China. Forum of Young Scientists. 2006. № 6, pp. 1171-1173 (In Chin.)

20. Mao Zhifeng. About Social Stability and Sustainable Development. Beijing: Peking University Press, 2000 (n Chin.)

21. Fu Xing. The implementation of the sustainable development strategy should strengthen the protection of the environment and resources. Beijing: China’s Environmental Management, 1996 (In Chin.)

22. World Commission on Environment and Development. Our common future. Changchun: Jilin Province People’s Publishing House, 1997 (In Chin.)