Guinea-Bissau: political leadership and electoral processes
Table of contents
Share
Metrics
Guinea-Bissau: political leadership and electoral processes
Annotation
PII
S032150750009090-1-1
DOI
10.31857/S032150750009090-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana Denisova 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies, RAS
Address: Moscow, Russian Federation
Sergey Kostelyanets
Occupation: Senior Research Fellow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences; Associate Professor, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); Senior Research Fellow, International Center of Anthropology, National Research University
Affiliation:
Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)
International Center of Anthropology, National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
34-41
Abstract

The year 2019 in Guinea-Bissau was marked by two extremely important events: in September, the country celebrated the 45th Anniversary of Independence, and in December, Umaro Sissoco Embalь, a representative of the Party for the Independence of Guinea and Cape Verde (PAIGC), won the presidential election.

Just like in other African countries, the processes of decolonization and social transformation in Guinea-Bissau were not smooth, largely because former fighters for independence, who have been in power for almost the entire period of post-colonial development, have  not  always  followed  the  very  ideals  in  which  they  themselves  believed  when  they  were  liberating  the  country  from  the Portuguese colonialists and making plans for the establishment of a sovereign state.

As a result, after gaining independence, Guinea-Bissau was in a state of permanent political instability: military coups took place in the country, governments were dissolved, political assassinations became commonplace - all this against the background of a weak economic development and massive poverty of the population.

Nowhere  in  the  world  do  individual  countries  reflect  the  character  of  their  presidents  so  strongly  as  in  Africa.  The  path  of national development often depends solely on who is heading the nation. A new strongman comes, and the country may begin to move in a completely different direction. The peaceful transfer of power that took place in Guinea-Bissau and the relative stabilization of the domestic political situation make it possible to hope that under the new regime this small West African state, with which Russia has had friendly relations since Amilkar Cabral, will be able to solve its main problems and begin to move in the direction that will contribute most to its effective political and socio-economic development.

The article discusses the causes and precursors of political instability and potential stabilization in Guinea-Bissau; electoral processes are analyzed and characters of political leaders who have left the greatest trace in the history of the country are scrutinized.

 

Keywords
Guinea-Bissau, political leaders, political parties, electoral processes, coups d’état
Date of publication
29.05.2020
Number of characters
32498
Number of purchasers
5
Views
38
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article
100 RUB / 1.0 SU
Whole issue
880 RUB / 16.0 SU
All issues for 2020
1200 RUB / 24.0 SU
1 В 2019 г. Республика Гвинея-Бисау отметила 45-ю годовщину со дня обретения независимости. Тот же год, чрезвычайно важный для политической жизни страны, ознаменовался проведением сначала парламентских, а затем президентских выборов.
2 Как и в других африканских странах, процесс деколонизации и социальной трансформации в Гвинее-Бисау был непростым, потому что деятельность недавних борцов за независимость, ставших руководителями государства, далеко не всегда соответствовала тем идеалам, в которые они сами верили, когда освобождали страну от португальских колонизаторов и строили планы строительства суверенного государства.
3 Главным вдохновителем национально-освободительного движения был лидер основанной в 1956 г. Африканской партии независимости Гвинеи и Кабо-Верде (ПАИГК) Амилкар Кабрал (1924-1973), стремившийся к построению общества «социальной справедливости», главными бенефициарами которого должны были стать крестьяне, составлявшие большинство населения и представлявшие наиболее доходный сектор экономики. Именно поэтому под его руководством в «освобожденных» сельских районах еще в колониальный период создавались школы и медицинские пункты, безусловно, испытывавшие нехватку финансирования и квалифицированных кадров, но предоставлявшие элементарные услуги местному населению.
4 А.Кабрал успел создать теоретическую «модель народовластия», предполагавшую организацию сельских комитетов, народных судов, сельскохозяйственных кооперативов и т.д. [1, p. 109], однако реализовать ее на практике ему не удалось: он был убит своими противниками 20 января 1973 г. в Конакри – столице соседней Гвинеи.
5

ПАИГК: ОБРЕТЕНИЕ ВЛАСТИ

6 Еще в 1970 г., т.е. за 4 года до получения Гвинеей-Бисау независимости, в своей лекции в Сиракузском университете (США) Кабрал отмечал, что наибольшую угрозу эффективному постколониальному развитию страны могли представлять сами лидеры ПАИГК, «далекие от народа» и стремившиеся к удовлетворению собственных амбиций [2, p. 53].
7 Действительно, несмотря на то, что гибель Кабрала не привела к развалу партии, продемонстрировавшей свою решимость сражаться до полной победы, в сложной ситуации, сложившейся после обретения политического суверенитета, лидеры страны – недавние полевые командиры – проявили почти полную неспособность к государственному управлению. Вместо того, чтобы реализовывать положения конституции, принятой в 1973 г. и предусматривавшей создание «демократического децентрализованного народного государства» [3], правительство сосредоточило всю политическую и экономическую деятельность в столице – г. Бисау, отделив руководство правящей партии ПАИГК от ее сельской базы.
8 Недавние борцы за свободу по прибытии в столицу нацелились, прежде всего, на улучшение своего материального положения и повышение партийного статуса; началась межличностная и межфракционная борьба за власть, влияние и партийно-правительственные должности. Поскольку первые руководители независимой Гвинеи-Бисау были, в основном, военачальниками, становление молодого государства происходило при непосредственном участии армии; быть хорошим бойцом или командиром в составе Вооруженных сил Гвинеи-Бисау (ВСГБ) становилось важной предпосылкой для обретения высокой государственной должности.
9 Одним из таких командиров, сделавших головокружительную карьеру в военно-политических структурах страны, был Жуан Бернарду «Нино» Виейра (1939-2009), дважды (1994-1999, 2005-2009) занимавший пост президента Гвинеи-Бисау. Однако до того, как он в первый раз стал главой государства, Виейра прошел долгий путь от рядового бойца до главнокомандующего вооруженными силами.
10 Выросший в бедняцких кварталах Бисау, Виейра (по племенной принадлежности папел) в 1960 г. вступил в ПАИГК и был отправлен на военную подготовку в Китай. По возвращении он был назначен военным командиром и политическим комиссаром юго-восточного района страны (в настоящее время известного как Томбали). Установленные им в то время политические контакты Виейра использовал в своей последующей деятельности.
11 Несмотря на недостаток образования, молодой командир быстро завоевал доверие руководства партии: именно он 23 января 1963 г. возглавил успешную атаку на военный гарнизон в местечке Тите, ставшую первым скоординированным крупномасштабным нападением на португальцев и послужившую началом боевых действий ПАИГК, продолжавшихся 10 лет.
12 В 25-летнем возрасте Виейра стал командующим Южного фронта и вошел в состав Политбюро партии [4], в 1972 г. был избран членом созданной на «освобожденной территории» Национальной народной ассамблеи (ННА), а в 1973 г. – ее председателем. Именно он объявил об одностороннем провозглашении независимости Гвинеи-Бисау и Кабо-Верде 24 сентября 1973 г. После получения 24 сентября 1974 г. Гвинеей-Бисау независимости ему было присвоено звание генерала. Первым главой суверенного государства был Луиш ди Алмейда Кабрал (сводный брат Амилкара), который назначил Виейру главнокомандующим ВС и министром обороны.
13 Первые годы независимости были полны оптимизма, однако «социалистическая» мечта А.Кабрала так и не сбылась; более того, бисайский режим становился все более репрессивным и полностью зависевшим от иностранной помощи. Гвинея-Бисау не превратилась в «народное государство», о котором мечтал А.Кабрал, наоборот, она все более становилась поляризованным обществом, в котором элита ПАИГК присваивала средства, полученные от доноров, а большая часть населения проживала в условиях крайней нищеты.
14 Руководство правящей партии, ранее боровшееся с внешним противником – колонизаторами, теперь занялось «очищением» ПАИГК и армии от «нонконформистов». Репрессиям подверглись не только бывшие «коммандос», сражавшиеся на стороне португальцев, но и члены партии, осмелившиеся выступить с критикой режима [5, p. 81].
15 Смерть (считавшаяся убийством) в 1978 г. премьер-министра Франсиско Мендеса позволила Виейре занять этот пост и взять на себя руководство правительством, таким образом превратившись из солдата в политика. Однако его не удовлетворяло положение, в котором он подчинялся главе государства. 14 ноября 1980 г. он вместе со своим давним соратником, начальником генерального штаба, бригадным генералом Ансумане Мане совершил военный переворот, сверг президента Л.ди Алмейда Кабрала, распустил ННА и назначил себя лидером Революционного совета – фактическим правителем страны.
16 Захватив власть, Виейра избавился от группы влиятельных выходцев с островов Кабо-Верде, одна часть которых служила еще в колониальной администрации, а другая до и после обретения независимости занимала важные посты в ПАИГК и в армии.
17 Изгнав их из руководства партии и из вооруженных сил, а некоторых и из страны, Виейра сформировал новую правящую группу, почти полностью состоявшую из недавних соратников по оружию. Затем он занялся уничтожением оппозиции: начались аресты и казни реальных и предполагаемых противников. Виейра стал полновластным правителем: государственные доходы и донорская помощь распределялись среди его сторонников; недовольные жестоко наказывались.
18 С 1984 г. Виейра, оставаясь председателем Революционного совета (т.е. главой государства) и главнокомандующим, стал генеральным секретарем ПАИГК. В 1986 г. был «переизбран» лидером партии, позже заняв вновь введенную должность президента Республики. Еще через 2 года он провел очередную «чистку», причем на этот раз мишенью стали его бывшие соратники и представители этнической группы баланта, сыгравшие важную роль в антиколониальном движении и теперь требовавшие распределения власти в соответствии с их численностью. Чтобы подавить возраставшее недовольство баланта, «в интересах национальной безопасности» Виейра уничтожил политическую и военную элиту этой группы, казнив, по крайней мере, 10 человек [4, p. 281].
19 Как показали дальнейшие события, ликвидация политиков-баланта оказалась опрометчивым шагом Виейры. Возможно, это обеспечило ему дополнительные годы власти, но в конечном итоге привело к его падению. Если избавление от кабовердийцев было неправомерным и жестоким, но безопасным для режима, потому что их база поддержки находилась на островах на расстоянии более чем в 1000 км, то баланта, не только являвшиеся крупнейшей этнической группой ГвинеиБисау, но и составлявшие значительную часть армии, были гораздо более могущественным противником.
20 Очистив политическую сцену, Виейра объявил о начале «демократизации» бисайского общества. Переход к многопартийности начался в январе 1991 г., когда на очередном конгрессе ПАИГК было предложено изъять из конституции статью о предоставлении этой партии монополии на власть; в мае того же года была принята соответствующая поправка к конституции, а в декабре – решение о проведении многопартийных парламентских и президентских выборов [6, p. 165].
21 Виейра сделал последние шаги по превращению ПАИГК из военно-политической организации в «демократическую» партию, а себя – из военачальника в «демократа». Он проводил «демократические» реформы, попутно подавляя оппозицию, запрещая неугодные режиму СМИ и нарушая электоральные процедуры, перенося сроки проведения выборов с 1992-го на 1993-й, а затем на 1994 г. Наконец, в июле 1994 г. состоялись президентские выборы. В I туре Виейра набрал 47,2% голосов, во II – 52% [7, p. 92] и в сентябре стал первым в истории страны демократически избранным президентом.
22 Если режим Виейры и обрел большую легитимность, то политические преобразования при его правлении были малозаметными. Гвинея-Бисау оставалась политически нестабильным обществом, в котором не уважалось верховенство закона, наблюдался высокий уровень коррупции и продолжались репрессии. Демократическим компонентом оставалось проведение выборов, неизменно признававшихся иностранными наблюдателями «честными и справедливыми».
23 7 июня 1998 г., всего за несколько месяцев до вторых многопартийных выборов, в стране был осуществлен военный переворот, который возглавил давний товарищ президента – А.Мане. Безусловно, среди причин переворота было и пренебрежение материальными потребностями армии, но поводом к нему послужило обвинение Виейрой своего старого соратника в продаже оружия сепаратистам сенегальской провинции Казаманс.
24 Движение демократических сил Казаманса (ДДСК) имело тесные связи с руководством ПАИГК со времен ее антиколониальной борьбы, когда бисайцы использовали северные районы Португальской Гвинеи и южные районы Сенегала в качестве убежища для раненых и уставших солдат.
25 После обретения независимости Гвинея-Бисау начала снабжать казаманских повстанцев оружием, однако со вступлением страны в 1997 г. в Западноафриканский экономический и валютный союз (в который до этого входили лишь франкофонные страны региона) усилилось давление на Виейру со стороны Сенегала и Франции, недовольных помощью Гвинеи-Бисау сепаратистам. Президент избрал А.Мане «козлом отпущения», но еще до начала расследования начальник штаба собрал дружественные ему подразделения и сверг Виейру [8, pp. 255-259].
26 Остается неясным, кто на самом деле отвечал за продажу оружия, но можно с уверенностью предположить, что и Мане, и Виейра получали прибыль от этих операций. В любом случае, в результате конфликта между ними произошел раскол в армии, и Виейра столкнулся с вызовом со стороны подавляющего большинства солдат, в т.ч. баланта, присоединившихся к А.Мане, который возглавил военное правительство (хунту).
27 Началась гражданская война, продлившаяся около года. Постепенно хунта установила контроль над большей частью страны, и в мае 1999 г. Виейра сдался на милость победителям. Безусловно, у него были основания опасаться за свою жизнь, но он сумел договориться с А.Мане и покинул страну.
28

НОВЫЙ ВИТОК «ДЕМОКРАТИЗАЦИИ»

29 28 ноября 1999 г. в Гвинее-Бисау состоялись парламентские, а 16 января 2000 г. – президентские выборы, победу на которых одержал кандидат от оппозиционной Партии социального обновления Кумба Яла (1953-2014). Таким образом прекратилось, правда, лишь временно, 25-летнее правление ПАИГК.
30 К.Яла, изучавший богословие и философию в Католическом университете Лиссабона, был, безусловно, образованным человеком, но неопытным политиком. При его правлении в стране усилился экономический и политический кризис; премьер-министры и члены правительства постоянно менялись, государственным служащим и военным не выплачивалось жалование.
31 В ноябре 2002 г. Яла распустил парламент, выразивший президенту вотум недоверия, и руководил посредством издания указов. Слабость государственных институтов и разобщенность оппозиции позволяла ему сохранять власть, несмотря на полную неспособность к руководству страной [9, pp. 16-17].
32 В декабре 2001-го и в мае 2002 г. Яла успешно пережил две попытки переворота – на фоне почти непрерывных уличных протестов; в 2003 г. трижды откладывались парламентские выборы, и в сентябре того же года Яла был свергнут в результате бескровного военного переворота во главе с генералом Вериссимо Коррейя Сеаброй.
33 После свержения Ялы встал вопрос о создании гражданского переходного правительства. Несмотря на заявление Сеабры, что он будет оставаться у власти до новых президентских выборов, под давлением западных доноров военные согласились на создание правительства, которое возглавил Энрике Перейра Роса (р. 1946). В отличие от многих предыдущих и последующих президентов Гвинеи-Бисау, он не имел революционного прошлого, свою карьеру начинал в финансовом ведомстве, состоял в правлении нескольких церковных организаций.
34 Главными задачами временной администрации стали подготовка парламентских и президентских выборов, а также урегулирование работы госаппарата – проблема тем более сложная, что правление Ялы привнесло хаос во все сферы госуправления.
35 В свою очередь, Э.П.Роса, как никто другой, подходил на роль «антикризисного менеджера». Первым шагом правительства стало принятие бюджета 2004 г., практически полностью наполненного средствами, полученными от МВФ, ВБ и некоторых стран-доноров. Удалось обеспечить регулярные выплаты служащим и военным, приступить к решению проблемы бедности, профинансировать закупку учебников для школ, провести вакцинацию детей от полиомиелита и малярии [10].
36 В марте 2004 г. были проведены парламентские выборы, в мае – приведено к присяге правительство Карлоша Гомиша Жуниора, представлявшего победившую на выборах ПАИГК. Однако, несмотря на позитивные «демократические» сдвиги, в стране оставалось множество проблем, связанных с низким уровнем социально-экономического развития и с тяжелым положением армии: мятеж 2003 г. в значительной степени был вызван плохим состоянием казарм и невыплатой жалования солдатам.
37 В октябре 2004 г. недовольство военных вылилось в вооруженный мятеж; солдаты промаршировали по улицам столицы и убили начальника штаба армии Сеабру, посчитав его виновным в невыплате жалования.
38 Хотя мятежников удалось вернуть в казармы, политическая ситуация в стране обострилась. Убийство Сеабры, обеспечивавшего относительную политическую стабильность, имело далеко идущие последствия, так как, оставаясь во главе армии, он, возможно, смог бы воспрепятствовать возвращению в политику Виейры. На должность начальника штаба был назначен генерал Батиста Тагме На Ваи (баланта). В целях соблюдения этнического баланса в ВС он произвел новые назначения в офицерский корпус, причем многие военные оказались сторонниками бывшего президента Виейры (проживавшего в то время в Португалии), который таким образом получил возможность участия в президентских выборах 2005 г.
39 Утратив поддержку ПАИГК, после свержения в 1999 г. Виейра изменил избирательную стратегию и объявил о своем намерении баллотироваться в качестве независимого кандидата. Его пред- полагавшееся возвращение расценивалось как возможный путь к стабилизации обстановки в стране, погрузившейся после его свержения в хаос.
40 По сравнению с политической чехардой 1999-2004 гг. годы предыдущего правления Виейры казались вполне спокойными и благополучными. Впрочем, обсуждался вопрос – будет ли возвращение опального политика безопасным для него? Ведь во главе армии находился генерал Тагме На Ваи, которого Виейра подвергал пыткам во время кампании середины 1980-х гг., направленной против баланта.
41 Между тем, выборы были назначены на июнь 2005 г. 7 апреля Виейра приземлился на национальном стадионе в Бисау, чтобы зарегистрироваться в качестве кандидата. Он прибыл на вертолете ВВС Гвинеи (Конакри), подчеркнув тем самым поддержку его тогдашним президентом соседней страны – Лансаной Конте. Виейру встретила восторженная толпа сторонников; более того, он не только не стал мишенью На Ваи, но и оказался под охраной специально присланного генералом армейского эскорта [6, p. 170].
42 Заручившись поддержкой тех самых военных, которые ранее изгнали его из страны, 24 июня Виейра одержал победу на выборах и 1 октября приступил к обязанностям президента.
43 Выборы ознаменовали собой удивительный поворот событий, свидетельствовавший как о невероятной политической выживаемости Виейры, так и о непредсказуемости бисайской политики. Публично осуждавшийся за жестокость и коррумпированность, он вернулся как «отец нации», как лидер, на которого граждане страны возлагали большие надежды.
44 Виейра вступил в должность, заявив о своем намерении прекратить разногласия в правящей группе и оздоровить экономику. Однако уже вскоре информация о том, что президент предложил транснациональным криминальным структурам использовать его патронажные сети и территорию страны для организации наркотрафика, стала достоянием гласности. По Бисау поползли слухи, что и в первое президентство Виейра сколотил состояние, обеспечив беспрепятственную перевалку кокаина из Латинской Америки через Гвинею-Бисау в Европу. Именно Виейра превратил страну в важный транзитный пункт трансатлантической наркоторговли, используя часть вырученных средств на укрепление армии. При втором его президентстве оборот кокаина в стране резко возрос [11].
45 Контролируя и распределяя доходы от незаконной торговли среди сторонников, Виейра начал укреплять свою власть путем уничтожения недовольных. Как и в предыдущее его правление, начались аресты и внесудебные казни, межфракционные разногласия и соперничество между отдельными лицами в его окружении, извлекавшими выгоду из незаконной деятельности. То, что наркобизнес, как и борьба за власть, сопровождается большими рисками, хорошо известно. Политические убийства в первые десятилетия после обретения страной независимости стали распространенным явлением; одной из их жертв стал и Виейра.
46 В ночь с 1 на 2 марта 2009 г. в Генеральном штабе армии прогремел взрыв, в результате которого был убит начальник штаба Тагме На Ваи. Вдохновителем теракта сразу начали считать Виейру, который боролся с На Ваи за власть со времен войны за независимость [12]. Однако если организатором убийства действительно был президент, придется признать, что он недооценил авторитет своего соперника среди военных. Уже утром 2 марта элитное армейское подразделение атаковало резиденцию Виейры, ранив его, а затем солдаты расстреляли президента и изрубили его мачете [6, p. 158].
47 Двойное убийство ознаменовало окончание самого кровавого периода истории Гвинеи-Бисау – правления ветеранов борьбы за независимость, которые захватили власть после освобождения и составляли значительную часть военно-политической элиты. Что касается Виейры, его президентство служит наглядной иллюстрацией того, как можно манипулировать демократическими институтами в недемократических целях.
48

ОТ Ж.Б. ВИЕЙРЫ ДО Ж.М. ВАША

49 На президентских выборах 2009 г. победу одержал кандидат от ПАИГК Малам Бакам Санья (1947-2012). 8 сентября он был приведен к присяге в качестве 4-го президента Гвинеи-Бисау.
50 Опытный политик, прежде чем стать главой государства, Санья был членом Политбюро ПАИГК, председателем национальной федерации профсоюзов, членом правительства, председателем парламента и временным главой государства после убийства Виейры.
51 Правление Саньи было одним из наиболее стабильных в новейшей истории Гвинеи-Бисау; сформировался баланс сил между президентом, премьер-министром, лидером ПАИГК Карлушем Гомишем Жуниором и командующим ВС Антониу Инджаи. Однако и Санье пришлось пережить попытку переворота 26 декабря 2011 г., когда военные атаковали здание генштаба с целью захвата оружия. Попытка была пресечена с помощью подразделений ангольской армии. В январе 2012 г. Санья скончался от тяжелой болезни в парижской больнице, и хронический внутриполитический кризис обострился с новой силой.
52 18 марта 2012 г. состоялись внеочередные президентские выборы, которые должны были проходить в два тура, но так и не завершились, потому что 13 апреля произошел очередной военный переворот. Хунту возглавил заместитель начальника генштаба, генерал-майор Мамаду Туре Курума, хотя фактическим главой заговорщиков был А.Инджаи. Однако после международного осуждения и санкций против лидеров хунты Курума уступил пост главы государства новому временному президенту Мануэлу Серифу Ньямаджу.
53 Новые парламентские и I тур президентских выборов состоялись 13 апреля 2014 г. На первых победу одержала ПАИГК, на вторых – кандидат от ПАИГК Жозе Мариу Ваш, 23 июня вступивший в должность президента страны.
54

ПРАВЛЕНИЕ Ж.М. ВАША

55 Жозе Мариу Ваш (р. 1957) получил свой политический опыт уже на посту президента, так как, в отличие от большинства его предшественников, имевших длинный послужной список, наиболее важными его назначениями были должности мэра Бисау (2004-2009) и министра финансов в правительстве Саньи. Однако это не помешало Вашу стать первым в истории Гвинеи-Бисау главой государства, которому удалось полностью завершить срок (2014-2019) своих полномочий.
56 В свою очередь, возвращение ПАИГК в политику ознаменовалось, во-первых, началом нового доминирования этой партии в политической жизни Гвинеи-Бисау и, во-вторых, обновлением партийных кадров и формированием нового политического ландшафта, на котором возникли две значительные фигуры – Ж.М.Ваш и Домингуш Перейра, в 2014 г. боровшиеся за пост лидера партии.
57 Согласно существующей в стране практике, именно председатель ПАИГК становится премьер-министром, а поскольку в конституции четко не прописано разграничение полномочий между главой государства и главой правительства, должность премьер-министра считается не менее почетной, чем президента. Впрочем, почти все бисайские главы государства смогли доказать свою особую значимость, тасуя правительства, как карточную колоду. Так или иначе, но Перейра одержал победу над Вашем и возглавил правительство, а Ваш стал кандидатом в президенты и выиграл на выборах.
58 Одним из первых шагов новой власти стала армейская реформа, прежде всего предполагавшая значительное сокращение ВС. Эту проблему Ваш решил благодаря средствам, полученным от доноров, и сделал военным такое предложение, от которого они не могли отказаться: выплату $42 тыс. в случае добровольного увольнения. Предполагалось за 5 лет демобилизовать 5 тыс. солдат – значительную часть армии, численность которой едва достигала 6 тыс. [13].
59 Правительство предприняло шаги по минимизации возможности возникновения солдатских мятежей: жалование стало выплачиваться вовремя и в полном объеме, но не наличными, как раньше, а на банковские карты, что исключало возможность хищений денег офицерами и лишало их важного рычага воздействия на рядовых [13].
60 Большее, чем при прежних режимах, внимание стало уделяться и социальной сфере. Правительство занялось вопросом бесперебойного обеспечения столицы электроэнергией; рассмотрело возможности реконструкции порта Бисау и др. [14]. Но, как и прежде, от насущных проблем развития руководство было отвлечено начавшимися трениями между президентом и премьер-министром, недовольством более мелких политиков распределением должностей, межфракционными конфликтами и т.д. В результате в августе 2015 г. Ваш распустил правительство Перейры, что привело к дальнейшей политической дестабилизации.
61 Политический кризис затянулся на несколько лет – до президентских выборов, состоявшихся в ноябре 2019 г.
62 Образовались две фракции – Перейры и Ваша, которого большинство членов ПАИГК уже не поддерживало. В октябре 2016 г. при посредничестве ЭКОВАС в Конакри (Гвинея) было подписано соглашение, предполагавшее в качестве основы для разрешения конфликта согласование между двумя группировками кандидатуры премьер-министра, однако уже в ноябре президент единолично назначил на эту должность Умару Сисоку Эмбало.
63 В мае 2017 г. в стране прошли многотысячные демонстрации, участники которых требовали отставки президента. Несмотря на требования оппозиции, призывавшей к формированию нового правительства, кабинет Эмбало ушел в отставку лишь в январе 2018 г.; 31 января был назначен новый премьер-министр – Артур Силва (в разное время занимавший должности министра образования и иностранных дел), кандидатура которого не устраивала фракцию Перейры. Наконец, 17 апреля 2018 г. Ваш назначил премьер-министром известного политика Аристида Гомиша, однако конфликт не был исчерпан, и парламентские выборы, намечавшиеся на 18 ноября 2018 г., были перенесены на 10 марта 2019 г. и привели к потере ПАИГК парламентского большинства: она завоевала лишь 47 мест из 102 [15].
64 2019 год был наиболее сложным за весь период правления Ж.М.Ваша: в стране проходили массовые демонстрации, направленные против социально-экономической политики правительства; бисайцы выступали и с требованиями отставки президента.
65 С августа 2015 по декабрь 2019 гг. в стране сменились 6 премьер-министров и 2 – только в 2019 г. Так, незадолго до президентских выборов, 28 октября 2019 г., Ж.М.Ваш издал очередной указ о роспуске правительства «на фоне развернувшегося в стране политического кризиса, препятствующего нормальному функционированию институтов Республики» [16]. На следующий день премьер-министром был назначен Фауштину Имбали, первой задачей которого стало формирование – за три недели до голосования! – нового кабинета, но предыдущий глава правительства А.Гомиш отказался уйти в отставку, и это тоже способствовало обострению внутриполитической обстановки, хотя и не повлияло на исход выборов.
66

ВЫБОРЫ 2019 г. И ПРИХОД К ВЛАСТИ У.С. ЭМБАЛО

67 24 ноября 2019 г. в Гвинее-Бисау состоялся I тур президентских выборов, в которых участвовали 12 претендентов, причем среди них – много известных политиков. Во II тур вышли кандидаты от ПАИГК – Домингуш Симойнш Перейра и от оппозиционной партии Движение Демократическая альтернатива (ДДА) – Умару Сисоку Эмбало. Оба – бывшие премьер-министры страны: в 2014-2015 и 2016-2018 гг., соответственно [17].
68 С самого начала предполагалось, что соперничество будет жестким, и высказывались предположения о неминуемых двух турах. Так и произошло. Но не сбылся другой прогноз: СМИ предрекали победу Ж.М.Вашу, который в I туре занял лишь 4-е место (12,41%), либо его давнему политическому конкуренту Д.С.Перейре, получившему в I туре наибольшее число голосов.
69 Однако 29 декабря 2019 г. во II туре победу одержал У.С.Эмбало, за которого проголосовали 53,55% (293 359) избирателей (в I туре – 27,65%). Такой скачок, безусловно, объяснялся той поддержкой, которую Эмбало оказали Ваш и некоторые другие кандидаты, проигравшие в первом раунде. Д.С.Перейра, получив во II туре лишь 46,45% (254 468) голосов, оспорил результаты выборов, но Верховный суд отклонил его апелляцию [18].
70 Голосование состоялось в относительно мирной атмосфере: никто не был убит, не произошло государственного переворота, не наблюдалось ни беспорядков, ни произвольных арестов, часто сопровождающих электоральные процессы в африканских странах. Напротив, бисайцы воспользовались своим конституционным правом на волеизъявление – явка была чрезвычайно высокой (74% зарегистрированных избирателей), несмотря на то, что выборы проходили на фоне очередного витка политической напряженности, охватившей страну в годы правления Ж.М.Ваша.
71 Между тем, правление У.С.Эмбало не обещает быть простым: стране предстоит долгий период восстановления после продолжительного политического кризиса. Однако новый президент Гвинеи-Бисау – высокообразованный человек и опытный политик. Он имеет степень магистра политологии, а также докторскую в области международных отношений, полученную им в Мадридском университете Комплутенсе. Эмбало проходил военную службу в армии Гвинеи-Бисау, военную подготовку – в Центре национальной обороны Испании, проводил исследования в области национальной безопасности в Бельгии, Израиле, ЮАР, Японии и Франции, имеет звание бригадного генерала. После назначения его в 2016 г. на должность премьер-министра участвовал в формировании правительства.
72 Надо сказать, что Эмбало унаследовал от предыдущего режима многочисленные проблемы, в т.ч. повсеместную бедность: более двух третей ее 1,8 млн граждан живут менее чем на $2 в день. Около 10% населения постоянно голодает; в некоторых районах этот показатель достигает 50%.
73 Перманентная политическая нестабильность нанесла большой ущерб экономике, зависящей от волатильных цен на орехи кешью – продукт, являющийся основным источником дохода более чем для 70% домохозяйств. Средний годовой доход на душу населения составляет примерно $1900, но это при огромной разнице в материальном положении «богатых» и «бедных». Деятельность государственных учреждений и предприятий нередко останавливалась из-за забастовок работников, требовавших выплаты задолженностей по заработной плате и ее повышения [19].
74 Деловой климат остается неблагоприятным из-за высокого уровня коррупции, слабого развития инфраструктуры, высокой стоимости электроэнергии и несовершенной судебной системы. Вместе с тем, страна располагает большими запасами полезных ископаемых, плодородными почвами и значительными рыболовными ресурсами, поэтому приток иностранных инвестиций, преимущественно в рыболовство, сельское хозяйство, переработку сельхозпродукции, гидроэнергетику, недвижимость и добычу бокситов, постепенно растет и достигает $20 млн в год (главным инвестором является Китай) [15].
75 Смена власти в Гвинее-Бисау вряд ли отразится на отношениях между нею и Россией, всегда, независимо от характера режима, имевших дружественный характер, правда, торгово-экономические связи ограничиваются сферой рыболовства.
76 Однако стране необходимо решить еще одну проблему. В последние годы Гвинея-Бисау была в центре внимания международной общественности из-за роста незаконного оборота наркотиков и организованной преступности в целом. Правление Ж.М.Ваша ознаменовалось крупнейшим за всю историю страны изъятием в сентябре 2019 г. у наркодилеров 1,8 т кокаина. В западных СМИ Гвинея-Бисау с ее 88-ю едва патрулируемыми островами, весьма пригодными для хранения и перевалки наркотиков, давно квалифицируется как «наркогосударство».
77 Действительно, с середины 2000-х гг. страна является транзитным узлом для переправки этого «товара» из Латинской Америки в Европу. Борьба с наркоторговлей, как и с наркоманией, уровень которой постоянно растет, была одним из пунктов предвыборной кампании Эмбало [20].
78 Известно, что, захватив власть, политики зачастую забывают о своих обещаниях, но в ситуации, когда в наркотрафик вовлечены высокопоставленные чиновники, военные, полицейские, таможенники и огромное число рядовых граждан, не имеющих иной, нежели участие в запрещенном бизнесе, возможности прокормить семью, благими намерениями президента может быть вымощена «дорога в ад». Кроме того, что борьба с наркобаронами, если начнется, займет много времени, она будет связана и с большими рисками, в т.ч. и физического уничтожения, для новых руководителей страны.
79

* * *

80 Нигде в мире отдельные страны не отражают столь сильно характер их президентов, как в Африке. Каким становится государство, зачастую зависит исключительно от того, кто ее возглавляет. Приходит новый человек, и страна может начать двигаться совершенно в ином направлении.
81 Состоявшаяся в Гвинее-Бисау мирная передача власти и относительная стабилизация внутриполитической обстановки позволяют надеяться, что при новом режиме это небольшое западноафриканское государство, с которым Россию со времен Амилкара Кабрала связывают дружеские отношения, сможет решить свои основные проблемы и начать двигаться в том направлении, которое в наибольшей степени будет способствовать ее эффективному политическому и социальноэкономическому развитию.

References

1. Chabal P. (1983/2002). Amilcar Cabral. Revolutionary Leadership and People’s War. L., Hurst.

2. Return to the Source: Selected Speeches of Amilcar Cabral. Edited by Africa Information Service. N.Y.: Africa Information Service, 1973.

3. Galli R., Jones J. (1987). Guinea-Bissau: Politics, Economics and Society. L., Frances Pinter.

4. Mendy P.K., Lobban R.A. (2013). Historical Dictionary of the Republic of Guinea-Bissau. Plymouth, Scarecrow Press.

5. Chabal P. (1981). National Liberation in Portuguese Guinea, 1956-1974. African Affairs. № 80. Pp. 75-99.

6. Warlord democrats in Africa. (2017). Ed. A.Themner. Uppsala, Zed Books Ltd.

7. Ostheimer A. (2001) The Structural Crisis in Guinea-Bissau’s Political System. African Studies. Vol. 10, № 4. Pp. 45-58.

8. Forrest J. (2002) Guinea-Bissau. A History of Postcolonial Lusophone Africa. L., Hurst.

9. Embaló B. (2012). Civil-military Relations and Political Order in Guinea-Bissau. Journal of Modern African Studies. Vol.50, № 2. Pp. 253-281.

10. The Rulers of Africa: 21st century. 2003-2005: Henrique Rosa. 2017 (In Russ.). https://africanrulers.ru/main/biographies/guinea-bissau_rosa/ (accessed 11.02.2020)

11. Vigh H.E. (2014) La Marginalite Centrale: Sur les Reseaux, la Cocaine et la Criminalite Transnationale en GuineeBisau. Socio. № 3. Pp. 289-313.

12. Vigh H. (2011) Vigilance: On Negative Potentiality and Social Invisibility. Social Analysis, № 55. Pp. 93-114.

13. Farge E., Pereira F. Guinea Bissau sidelines top brass in bid to end coups. 19.05.2015. https://www.reuters. com/article/us-bissau-military-insight/guinea-bissau-sidelines-top-brass-in-bid-to-end-coups-idUSKBN0O41XS20150519 (accessed 13.02.2020)

14. Winsor M. Guinea-Bissau’s Fragile Democracy at Risk of Military Coup, Losing Aid Dollars Amid Political Unrest.08.14.15. https://www.ibtimes.com/guinea-bissaus-fragile-democracy-risk-military-coup-losing-aid-dollars-amid-political-2052900 (accessed 31.01.2020)

15. 2014: Jose Mario Vaz (In Russ.). https://africanrulers.ru/main/biographies/guinea-bissau_vaz/ (accessed 03.02.2020)

16. Guinea-Bissau News. 29.11.2019 (In Russ.). https://polpred.com/?cnt=42 (accessed 05.02.2020)

17. Presidential election starts in Guinea-Bissau.24.11.2019 (In Russ.). https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/7188223 (accessed 07.02.2020)

18. Ex-Prime Minister of Guinea-Bissau won the presidential election. 01.01.2020 (In Russ.). https://ria.ru/20200101/1563063626.html (In Russ.) (accessed 09.02.2020)

19. Guinea-Bissau News. 11.02.2019 (In Russ.). https://polpred.com/?cnt=42 (accessed 07.02.2020)

20. Presidential election run-off caps turbulent year for Guinea-Bissau. 29.12.2019. https://www.france24.com/en/20191229-presidential-election-run-off-caps-turbulent-year-for-guinea-bissau (accessed 31.01.2020)